|
Летопись края: Монастырь Новый Иерусалим
Подземные сооружения Новоиерусалимского (Воскресенского) монастыря
В июне 1977 года по инициативе Группы Краеведов-Спелеологов (ГКС, г. Москва) под руководством Прокофьева И.Ю. было произведено обследование монастырских построек. Цель работы заключалась в выявлении и фиксации подземных сооружений, ранее неизвестных реставраторам. Официальный отчет не составлялся, и результаты работ долго оставались неизвестными. В 2000 году автор обнаружил в архиве Прокофьева полевые дневники и топожурналы проведенных исследований. Часть материалов была не обработана, а часть, к сожалению, утеряна. В связи с этим в августе 2001 года состоялся рекогносцировочный выезд исследовательской группы РОСИ (Сохин М., Парфенов А., Панина А.) с целью восполнить образовавшиеся пробелы. В результате поездки были собраны необходимые данные, а также обнаружены два подземных сооружения, неизвестных ранее, и выполнена фотофиксация объектов. Первоначально статья задумывалась как обобщение результатов исследований ГКС, но, в связи с новыми неожиданными открытиями, автор вынужден включить в нее и данные 2001 года.
Новый Иерусалим
Воскресенский ставропигальный Ново-Иерусалимский мужской монастырь не похож ни на один из известных мне монастырей. Он, собственно, и не столько русский, сколько вселенский, всемирный и даже надмирный образ чего-то непостижимого – великого, неземного. Проникнуть в тайну Ново-Иерусалимского монастыря в наше время стремится все больше и больше людей. Обитель прекрасна в погожий день, когда в куполе главного Воскресенского храма горит неземным огнем подмосковное солнце. В отраженном свечении оно ярче. Не образ ли Вечного Солнца Правды, незаходящими лучами освещающего Иерусалим Небесный? Здесь все проникнуто вечным смыслом и все особенно, неслучайно. Мы подходим к восточным воротам, через которые Христос въезжал в Иерусалим, теплым апрельским вечером, сгущались сумерки. Напротив южной стены монастыря, вдалеке, полыхало зарево пожара, слышались тяжелые удары, вспоминалась Палестина, осажденная израильскими танками Храм Рождества Христова в Вифлееме, пожары ближневосточных войн. За триста пятьдесят лет, будто мгновение вечности пронесшихся над Новым Иерусалимом, Россия вряд ли стала ближе ко Христу. Тогда, в середине XVII столетия, самобытная Православная цивилизация столкнулась с почти непреодолимыми препятствиями на своем уже довольно долгом историческом пути. Единственный наследник Православных Византийских Императоров Царь Алексей Михайлович Тишайший осознал себя державным Покровителем и защитником всех Православных христиан. В царских дворцах строились планы покорения Константинополя и Иерусалима, освобождение от иноверцев Византии и Святой земли.
Изображение креста с предстоящими св. царем Константином, св. царицей Еленой, царем Алексеем Михайловичем, царицей Марией Ильиничной и Патриархом Никоном
Изображение сие, писанное на холсте масляными красками, находится в алтаре над жертвенником Распятской церкви при теремах Кремлевского дворца; оно высотой 1 аршин и 11 вершков, а шириной 1 аршин, 3 1/2 вершка. Оно представляет подобие или образец семиконечного креста, устроенного для Крестного монастыря Никоном Патриархом в 1656 г. и украшенного серебром и золотом. В этом кресте помещено до 300 частиц от св. мощей и святынь с летописями и вырезными изображениями. В 1657 г. святыня сия отправлена была из Москвы в Крестный монастырь, основанный Никоном на острове Кие в память спасения иерарха сего от бури на Белом море.
Священномученик Тихон - 1907 год, настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
Священномученик Тихон (в миру Василий Варсонофьевич Никаноров) родился 30 января 1855 г. в семье псаломщика в селе Кирюга Новгородской губернии. Уже в детстве проявилась его склонность к созерцательной, уединенной, молитвенной жизни. Образование он получил в Новгородской Духовной семинарии, а в 1881 г. поступил в С.- Петербургскую Духовную Академию. В 1884 г. он назначается на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, вскоре принимает монашество с именем Тихон и становится иеромонахом. 6 декабря 1888 г. ему было пожаловано игуменство, а с 25 декабря 1890 г. игумен Тихон становится ректором Новгородской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и поручением настоятельства.
Настоятели Нижегородского Вознесенского Печерского и Воскресенского Ново-Иерусалимского монастырей архимандриты Иероним (Поняцкий) и Гедеон (Ильин)
В силу сложившихся исторических обстоятельств ряд архимандритов одного из древнейших монастырей Нижегородской епархии, Вознесенской Печерской мужской обители, основанной в 1330 году Святым Дионисием, архиепископом Суздальским, несли свое послушание в Ставропигиальном Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, основанном уроженцем земли Нижегородской — Святейшим Патриархом Никоном.
|
0 |
1 |
2 |
|
|
|
|