Центр образования и творчества

На главную

Приглашаем начинающих и опытных преподавателей по школьным, творческим и спортивным предметам, а также психологов и врачей, напишите на почту или ICQ!
 
Туристам и нашим гостям
Экскурсии в Новоиерусалимский монастырь
Где покушать?
Как к нам доехать?
Родники и Святые источники
История и современность
Страницы летописи монастыря и городских окрестностей
Сельские и городские приходы
Фотоальбомы
Гостиницы
Дом - гостиница
Интересные места:
Тайники монастыря
Искатели. Загадка русского Иерусалима
Ждем Вашей помощи
Наши друзья
Общение
Telegram канал
Наши блоги и сообщества
Ищущий, да обрящет
Православные знакомства

Найти анкету на Православных
знакомствах
Пол:
Возраст от до лет
Цель знакомства
Город

Поиск
Искомое.ru

Настоятели Нижегородского Вознесенского Печерского и Воскресенского Ново-Иерусалимского монастырей архимандриты Иероним (Поняцкий) и Гедеон (Ильин)

Вознесенский собор Печерского монастыря. Фото М. П. Дмитриева.  Нач. 20 века. ГУ ЦАНО

Вознесенский собор Печерского монастыря. Фото М. П. Дмитриева. Нач. 20 века. ГУ ЦАНО

В силу сложившихся исторических обстоятельств ряд архимандритов одного из древнейших монастырей Нижегородской епархии, Вознесенской Печерской мужской обители, основанной в 1330 году Святым Дионисием, архиепископом Суздальским, несли свое послушание в Ставропигиальном Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, основанном уроженцем земли Нижегородской — Святейшим Патриархом Никоном.

За многовековую летопись Печерского монастыря в сонме его настоятелей, значится три архимандрита, служение которых в дальнейшем было связано с Новым Иерусалимом. Это архимандрит Герасим — 1658—1665 гг., архимандрит Иероним (Поняцкий) — 1799—1802 гг. и архимандрит Гедеон (Ильин) — 1802—1805 гг. Не исключено что, и настоятель Воскресенского монастыря — архимандрит Стефан 1656—1658 гг., так же ранее управлял Нижегородским Печерским монастырем, однако эта версия является лишь нашим предположением, и требует дальнейшего исследования. Сохранившиеся документы Нижегородской Духовной консистории и фонда Печерского монастыря позволяют с достоверностью проследить служение архимандрита Иеронима и Гедеона в Нижегородской епархии, вплоть до перевода их в Московскую епархию.

Архимандрит Иероним (Поняцкий) уроженец земли Смоленской родился в 1750 году. Достигнув юношеского возраста, поступил в Смоленскую семинарию. Закончив обучение в Смоленске, он поступил в Московскую Академию, по окончании которой принял монашеский постриг и был рукоположен в сан иеромонаха. В дальнейшем служил в качестве священнослужителя на флоте, а в период с 1790 по 1792 год являлся преподавателем в Киевской Духовной академии.

В 1792 году был назначен настоятелем Смоленского Свято-Троицкого монастыря, с возведением в сан игумена. Спустя два года, по указу Святейшего Синода, в 1794 году его перевели на должность ректора Нижегородской Духовной семинарии, и в том же году возвели в сан архимандрита, с назначением настоятелем в Вознесенский Печерский монастырь. 1

План и фасад зданий Нижегородской семинарии. Проект архитектора А. Леера. 1817 г. Тушь, акварель. РГИА

План и фасад зданий Нижегородской семинарии. Проект архитектора А. Леера. 1817 г. Тушь, акварель. РГИА

Нижегородская семинария, в которой архимандрит Иероним служил в качестве ректора, была первой семинарией в России основанная в 1721 году волею Петра Великого и по Указу Духовного Регламента, стараниями и трудами Архиепископа Нижегородского и Алатырского Питирима. С этого же момента было установлено обязательное духовное образование для детей священнослужителей. Согласно «Регламенту» первоначально были открыты три школы, позднее получившие названия семинарий: две в Санкт-Петербурге и одна в Нижнем Новгороде. Нижегородская стала первой из этих трёх школ, положивших начало регулярному духовному образованию в России. Основной задачей духовных учебных заведений являлась подготовка священнослужителей, но в Нижегородской семинарии добавлялась еще и подготовка миссионеров-просветителей среди народов Поволжья.

Первоначально семинарские классы размещались непосредственно в архиерейском доме, расположенном на территории Нижегородского кремля. В 1743 году Епископ Дмитрий (Сеченов) купил на свои средства у купеческой вдовы Пушниковой «каменное строение», и в том же году 7 мая семинария из Кремля была переведена на Благовещенскую площадь, которая в последствии стала называться Семинарской.

Титульный лист проповеди архимандрита Иеронима. Санкт-Петербург, 1798 г.
Титульный лист проповеди архимандрита Иеронима. Санкт-Петербург, 1798 г.

Новая семинария, в бывшей усадьбе Пушниковой, представляла собой комплекс из нескольких построек: «в следующем виде: каменное здание <…>, в котором помещались четыре „школы“ или класса; верхний этаж этого здания был деревянный внутри оштукатуренный и покрыт тесом; в этом здание помещалась так же и семинарская контора. Второй каменный корпус <…> заключал в себя — в нижнем этаже хлебопекарню и баню, а в верхнем были устроены две большие комнаты для помещения казеннокоштных учеников Семинарии и две холодные комнаты для библиотеки; здание это так же было покрыто тесом. Наконец последнее каменное здание при Семинарии была поварня осьмиугольная <…> Кроме каменных было еще несколько деревянных зданий: одно из них — служило помещением для учителей, остальные же здания были службами: поварня, два погреба, амбар для хлебных припасов и прочее». 2

Автор «Исторических записок о Нижегородской Духовной семинарии» А. Тихов в конце XIX века писал: «В нижегородской епархии, как мы видим, просвещённые, а нередко научно-образованные архипастыри и ректоры являлись настоящими пестунами своей семинарии. Для них она была действительно дорогим детищем, которое они выносили на своих руках». 3

Копия указа Св. Синода о переводе архимандрита Иеронима Поняцкого в Ставропигиальный Ново-Иерусалимский монастырь. ГУ ЦАНО
Копия указа Св. Синода о переводе арх. Иеронима Поняцкого в Ставропигиальный Ново-Иерусалимский монастырь. ГУ ЦАНО

При семинарии находилась богатая фундаментальная библиотека, физический кабинет с замечательным фонарём работы Кулибина, кабинеты минералогический и нумизматический. Во второй половине XIX века основано церковное древлехранилище, в котором находились редкие экземпляры различных рукописей, старопечатных книг и различных актов монастырей, самые ранние из которых датировались началом XVI столетия, а так же собственноручное поучение Святителя Димитрия Ростовского. 4

Духовная семинария принесла значительную пользу не только местному духовному просвещению, но и за пределами Нижегородской епархии. В ней получили образование многие иерархи Русской Церкви. В конце XVIII столетия свой вклад в духовное просвещение Нижегородского края внесли так же два ее ректора — архимандрит Иероним и архимандрит Гедеон.

Рапорт наместника Печерского монастыря иеромонаха Дамаскина о сдаче монастырского имущества архимандритом Иеронимом. ГУ ЦАНО
Рапорт наместника Печерского монастыря иеромонаха Дамаскина о сдаче монастырского имущества архимандритом Иеронимом. ГУ ЦАНО

После кончины императрицы Екатерины Алексеевны, именно архимандриту Иерониму, было благословлено 6 ноября 1797 года, в день восшествия на престол Государя Императора Павла I, произнести соответствующую проповедь в Нижегородском кафедральном Спасо-Преображенском соборе. В своей речи к нижегородцам архимандрит Иероним говорил: «…Но се всерадостное нынешнее России торжествование о благополучном Возшествии на Праотеческий ИМПЕРАТОРСКИЙ Престол Человеколюбивейшаго Нашего МАНАРХА, подвигло благотворительных града сего (Нижнего Новгорода — Ред.) жителей вступить ещё на высшую степень человеколюбия и благотворительства. Не излишествами роскоши, не открытием и постановлением в домах своих чрезмерно обремененных многоразличным ястием и питием столов изъявляют они как драгость дня сего, так и внутреннюю свою об нем радость; но растворением узилищ, изведением и освобождением от оных за долги в них содержавшихся, возложением на рамена свои их тяготы и возстановлением их в первобытное сообщества своего достояние. Каким преславным Богу и МОНАРХУ благоугоднейшим деянием ознаменовали и почтили вы день сей, досточтенные и любезные мои сограждане! Се не стон притесняемых вдов и сирот, и не вопль обижаемых делателей и наемников раздается по стогнам града сего; но глас радости и веселия спасенных вам юзников разносится в праведных селениях ваших! Се слышим мы их благословляющих Господа, благословляющих возшедшаго днесь на престол Отца сирых и убогих, благословляющих и вас, яко подобнейших сынов как милосердаго Отца небеснаго, так и Благочестивейшаго Отца отечества нашего! Да благословит вас Отец щедрот и Бог всякия успехи всяким благословением благостным!». 5

В последствии эта речь, как образец риторического искусства, была издана с благословения Святейшего Синода отдельным изданием. Наряду с этим архимандрит Иероним является автором еще ряда трудов, которые так же были изданы по благословению Святейшего Синода.

Настоятельский корпус в Печерском монастыре, в котором проживал архимандрит Иероним. Фото нач. 20 века
Настоятельский корпус в Печерском монастыре, в котором проживал архимандрит Иероним. Фото нач. 20 века

17 января 1799 года последовал Указ Святейшего Синода о том, чтобы: «…в Стровопигиальном Воскресенском Новый Иерусалим именуемом монастыре настоятелем быть, Нижегородской епархии Первоклассного Печерского монастыря архимандриту Иерониму…». 6 В свою очередь, 10 февраля этого же года Нижегородская Духовная Консистория издает Указ, согласно которому наместник Печерской обители эконом иеромонах Дамаскин обязан был подготовить все приходно-расходные книги и описи имущества Печерского монастыря для сдачи их архимандритом Иеронимом, назначенному на его место Св. Синодом архимандриту Гамалеевского Рождество-Богородичного монастыря. 7

Указ Нижегородской консистории о переводе архимандрита Иеронима в Воскресенский монастырь. ГУ ЦАНО
Указ Нижегородской консистории о переводе архимандрита Иеронима в Воскресенский монастырь. ГУ ЦАНО

Получив Указ о своем переводе в Новый Иерусалим, 24 февраля 1799 года Архимандрит Иероним прибыл из Санкт-Петербурга в Печерский монастырь, для передачи монастырского имущества, специально созданной Нижегородской Духовной Консисторией комиссии. В состав данной официальной комиссии были включены: настоятель Нижегородского Благовещенского мужского монастыря архимандрит Александр и протоиерей Нижегородского Архангельского Собора — Феодор, а так же наместник монастыря, вышеназванный эконом иеромонах Дамаскин, ризничий иеромонах Гедеон, казначей иеромонах Геласий и представители «прочей лучшей Печерской братии». 8

Сдача имущества Печерского монастыря архимандритом Иеронимом. ГУ ЦАНО
Сдача имущества Печерского монастыря архимандритом Иеронимом. ГУ ЦАНО

Из рапорта в Нижегородскую Духовную Консисторию от 2 марта 1799 года от настоятеля Нижегородского Благовещенского монастыря архимандрита Александра и Нижегородского Архангельского собора протоиерея Феодора Иванова, следует о том, что: «Все имущество по описям было принято от архимандрита Иеронима с распискою и передали на хранение ризничному иеромонаху Гедеону, обязав его подпиской, чтобы он хранил все вещи, в ризничной палате, где и серебряную посуду и планы, книги и сами описи имущества храняться; Взяв нужные для братии вещи ризницу опечатали Консисторскими печатями, отдав ключи братии… и до прибытия будующего настоятеля беречь во всякой целости и сохранности». 9 Из этого же рапорта следует, что в 1797 году архимандрит Иероним благословил составить «Генеральную опись монастырского имущества», а так же «Особую опись вновь прибыльным вещам», и именно по этим документам, и был произведен осмотр монастырской ризницы и всего хозяйства обители.

Факсимиле архимандрита Иеронима

Факсимиле архимандрита Иеронима

Во время осмотра Печерского монастыря архимандрит Иероним в официальной расписке данной Епархиальной Комиссии указывал так же на то, что: «…Я приход и расход значущийся в тех книгах по должности своей производил правильно, и в собрании неокладной, как церковной, так и других разных сборов суммы, и в записывании ее прихода и расхода в приходно-расходные книги, и при том в переправлении и приумножении всякого монастырского имущества поступал тщательно и верно не утаивая ничего, как из имущества монастырского, так и из денежной суммы, в том свидетельствуюсь всею Нижегородского Печерского монастыря братией, в чем своеручно и подписуюсь». 10

В свою очередь, 16 марта 17999 года братия Печерского монастыря так же подписала расписку о том, как архимандрит Иероним управлял монастырем:

«…дали сие свидетельство о том, что отец архимандрит Иероним с самого Его вступления во управление монастырем поступая честно и с правилами святых Отцов, и гражданскими указаниями сообразно, как приход так и расход денежные жалованья и другие штатные суммы <…> поступал тщательно и верно, неутаивая ничего как из имущества, так и из денежной суммы для собственной своей карысти, в чем своеручно под сим и подписуемся…». 11

При отъезде бывшего настоятеля архимандрита Иеронима в Новоиерусалимский монастырь по приходно-расходной книге Печерского монастыря ему было выплачено официальное жалование за 16 дней. Служение его в Новом Иерусалиме было недолгим, только четыре года.

Надгробие могилы архимандрита Иеронима в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре
Надгробие могилы архимандрита Иеронима в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре

Скончался он 4 июня 1802 года, и был погребен на территории Новоиерусалимского кладбища, в северной его части. На сохранившейся до наших дней надгробной чугунной плите отлиты рельефные изображения, свидетельствующие о духовном сане и наградах покойного. Кроме традиционного Голгофского Креста здесь представлены изображения: митры, кадила, игуменского посоха, палицы, набедренника, четок, трикирия и орденского креста. Свободное от изображений пространство плиты заполняет нижеследующая надпись: «На сем месте погребено тело усопшего о Господе сего Ставропигиального Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря бывшего господина настоятеля архимандрита Иеронима. Преставися сего 1802 года июня 4 дня. Жития его было 52 года 7 месяцев. Да будет ему вечная память. И аще кто восхощет в своих молитвах помянути его, тогда да воспомянет Сам Бог в Царствие Своем Небесном». 12

Ново-Иерусалимский монастырь, которым управлял архимандрит Иероним с 1799 по 1802 гг.
Ново-Иерусалимский монастырь, которым управлял архимандрит Иероним с 1799 по 1802 гг.

До революции, в Ново-Иерусалимском монастыре в музее «имени Патриарха Никона» основанном архимандритом Леонидом (Кавелиным) в 1874 году, хранился портрет архимандрита Иеронима (Поняцого), изображающий его в черной мантии с красными скрижалями и черным клобуком, с крестом на груди и посохом в левой руке. Согласно описанию холст был заключён в посеребрянную раму, длиною 1 ? аршин, шириною 1 аршин 3 вершка. На сегодняшний день местонахождение данного портрета неизвестно. 13

Следующим настоятелем Печерского монастыря и ректором Нижегородской Духовной Семинарии стал архимандрит Гедеон (Ильин-Замацкий). Он родился в Московской губернии в семье причетника. С малых лет посещал храм Божий, где читал и пел на клиросе. Достигнув зрелого возраста, он успешно поступил в Московскую Духовную Академию, после окончания которой, остался в ней преподавателем риторики. После рукоположения в священный сан был назначен священником в Успенский Собор Московского кремля и нёс там послушание Синодального ризничьего. 14

В 1798 году Гедеон принимает монашеский постриг с последующим возведением в сан архимандрита и назначается настоятелем Макарьевского Желтоводского мужского монастыря, неся при этом послушание префекта в Нижегородской духовной семинарии и первоприсутствующего члена Нижегородской Духовной Консистории. 15

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (Краснопевков). РГИА
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (Краснопевков). РГИА

В 1799 году, настоятеля Печерского монастыря архимандрита Иеронима (Поняцкого) перевели по указу Синода настоятелем в Воскресенский монастырь, именуемый Новый-Иерусалим с освобождением его от должности ректора Нижегородской духовной семинарии. В свою очередь, в первоклассный Печерский монастырь Указом Св. Синода от 14 января 1799 года назначили настоятеля второклассного Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря Черниговской епархии — архимандрита Иеронима. 16 Однако, последний сославшись на слабость здоровья и дальность предстоящего путешествия, написав об этом прошение в Св. Синод на имя Преосвященного Вениамина, Епископа Нижегородского и Алатырского отказался ехать в Нижний Новгород.

Вид Вознесенского Печерского монастыря. Фото М. П. Дмитриева. Нач. XX века
Вид Вознесенского Печерского монастыря. Фото М. П. Дмитриева. Нач. XX века

В результате отказа архимандрита Иеронима, в том же 1799 году 30 июня Св. Синод издает Указ о переводе настоятелем в Печерский монастырь архимандрита Гедеона. «Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Нижегородской Духовной Консистории, Нижегородского Печерского монастыря, правящему наместническую должность дому Его Преосвященства эконому иеромонаху Дамаскину с братией. Сего июня 19 дня в присланном из Святейшего Правительствующего Синода к Его Преосвященству Вениамину Епископу Нижегородскому и Алатырскому указ между прочего изображено: По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод по прошению бывшего Черниговской епархии во второклассному Гамалеевскому монастыре архимандрита Иеронима, о увольнении Его от перевода по силе указа из Святейшего Синода Нижегородской епархии в первоклассный Печерский монастырь, а о перемещении в третьеклассный Киево-Выдубецкий монастырь, ПРИКАЗАЛИ: как показанный арх. Иероним в означенный Печерский монастырь Св. Синодом переведён сего года января 14 дня, но и поныне туда не отправился, почему за долговременным не прибытии Его Иеронима в оный, может иногда последовать по манастырю упущение, а между братией расстройство: то уволя Его Иеронима от управления тем Печерским монастырём, быть ему впредь до открытия в Киевской Епархии настоятельской первоклассного монастыря вакансии согласно желанию Его в показанном Киево-Выдубецком монастыре на состоящей в ней вакансии с той же степенью какую он по означенному Печерскому монастырю имел;

Вид Макарьевского Желтоводского монастыря. Ухтомский А. Г. 1816 г. Гравюра резцом
Вид Макарьевского Желтоводского монастыря. Ухтомский А. Г. 1816 г. Гравюра резцом

в означенный же первоклассный Печерский монастырь перевесть настоятеля находящегося ныне здесь в Санкт-Петербурге, на чреде священнослужения Нижегородской епархии второклассного Макарьев Желтоводского монастыря архимандрита Гедеона, коему о порядочной здесь прежняго, и поручения во управление ныне определённого ему монастырей с должным в жалованных и других штатных суммах расчётам, учинить надлежащее распоряжение с наблюдением и последовавшего в указах из Св. Синда 1798 года июня от 17 числа предписания представлено Его Преосвященству вследствии чего в Нижегородскую Духовную Консисторию между прочего ОПРЕДЕЛЕНО:

Епископ Вятский и Слободской Гедеон (Ильин). Художник Шабуров А. Н. 2003 г.
Епископ Вятский и Слободской Гедеон (Ильин). Художник Шабуров А. Н. 2003 г.

к Вам наместнику с братией послать указ и велеть вновь переведённого в Ваш монастырь настоятеля первоприсутствующего сей Консистории отца Архимандрита Гедеона на ектеньях и других где надлежит местах воспоминать по прежнему обычаю, братия же и служителем сего монастыря быть у него Отца Архимандрита яко настоятеля Своего, в должном послушании и повиновении. А по прибытии онаго Вашего настоятеля отца Архимандрита в сей монастырь Ваш, здать Вам наместнику с прочими теми, у кого что бережётся, оной Печерский монастырь со всем церковным, монастырским с Софроньевым и Палладьвским имуществом по описным и вновь прибольшому имению различным вещам, книгам и денежную сумму по штатам,

Факсимиле архимандрита Гедеона
Факсимиле архимандрита Гедеона

так же церковную и не окладных доходов суммы по приходным книгам, прочее же всё что ни есть принадлежащее монастырю по письменным всему оному документальным при лучшей братии, и при тех же, кои при приёме от бывшего в оном настоятелем Воскресенского отца архимандрита Иеронима находилось, на таком же точию основании в рассуждении ризницы имущества и денежной штатной суммы, на каком велено тогда было учинить всему оному свидетельство и приёме от отца Архимандрита Иеронима». 17 Аналогичный указ был прислан и в Макарьевский Желтоводский монастырь о переводе архимандрита Гедеона в Печерскую обитель, а на его место назначили архимандрита Иоанна из Арзамасского Спасского монастыря.

Епископ Нижегородский и Арзамасский Афанасий (Протопопов). РГИА
Епископ Нижегородский и Арзамасский Афанасий (Протопопов). РГИА

После сдачи имущества Макарьевского монастыря, вновь назначенному настоятелю, архимандрит Гедеон принял в управление Печерский монастырь. Спустя год после назначения в 1800 году Святейшим Синодом он был назначен на должность ректора Нижегородской Духовной семинарии и удостоен к награждению орденом Св. Анны II степени. В период его непродолжительного ректорства, продолжавшегося всего два года, по причине пришедших в ветхость семинарских строений, в Нижегородской Духовной Консистории обсуждался вопрос об их ремонте, либо о перемещении ее в другое место.

Вид Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Акварель XIX в.
Вид Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Акварель XIX в.

В 1800 году Святейший Синод прислал в Нижегородскую Консисторию указ где, в частности, просил Преосвященного: «…не найдет ли он какого способа и удобности, чтобы таковое по Семинарии строение произведено было с меньшими издержками казенной суммы и потому не можно ли обойтись, дабы, не заводя новаго строения, исправить починкою одне только необходимо нужныя ветхости». 18

План и фасад семинарской церкви во имя св. прп. Иоанна Дамаскина. 1817 г. Архитектор А. Леер. Тушь, акварель. РГИА
План и фасад семинарской церкви во имя св. прп. Иоанна Дамаскина. 1817 г. Архитектор А. Леер. Тушь, акварель. РГИА

На основании данного указа Преосвященный Вениамин (Краснопевков) предписал ректору архимандриту Гедеону: «…войдя во все обстоятельства и нужды семинарские, предварительно дать мнение свое о том: 1) не можно ли без заведения новаго строения некоторые классы переместить в монастыри Печерский

Проект переустройства корпусов Печерского монастыря под классы семинарии. 1817 г. Архитектор А. Леер. Тушь, акварель. РГИА
Проект переустройства корпусов Печерского монастыря под классы семинарии. 1817 г. Архитектор А. Леер. Тушь, акварель. РГИА

или Благовещенский; 2) которые классы переведены быть могут в тот или другой монастырь, ученикам тех классов жить и обучаться на каком основании; 3) остающимся ученикам в которых именно жить покоях и где быть прочим их службам…». В ответ архимандрит Гедеон заявил, что: «касательно рассмотрения о потребном для Семинарии строении неминуемо потребен архитектор для общего с ним, Ректором, назначения онаго строения и положения, сколько на то каких надобно материалов и на каковую сумму сметы». 19

Фиксационные  планы и фасады Палладиевского и братского корпусов Печерского монастыря 1817 г. Архитектор А. Леер. Тушь, акварель. РГИА
Фиксационные планы и фасады Палладиевского и братского корпусов Печерского монастыря 1817 г. Архитектор А. Леер. Тушь, акварель. РГИА

Как свидетельствуют документы одним, из возможных вариантов размещения семинаристов, рассматривался вариант перевода их в т. н. «Палладиевский корпус» и часть братских келий в Печерском монастыре. Однако этому намерению не суждено было реализоваться. В 1823 году основной учебный корпус сгорел, и лишь спустя четверть века, при Преосвященном Афанасии (Протопопове) в 1826 году началось строительство нового семинарского комплекса.

Указ о переводе архимандрита Гедеона из Печерского в Воскресенский Ставропигиальный монастырь. 1802 г. ГУ ЦАНО
Указ о переводе архимандрита Гедеона из Печерского в Воскресенский Ставропигиальный монастырь. 1802 г. ГУ ЦАНО

19 июля 1802 года архимандрита Гедеона переводят в Ставропигиальный Воскресенский именуемый Новый Иерусалим монастырь на место умершего архимандрита Иеронима (Поняцкого). Ново-Иерусалимским монастырём архимандрит Гедеон управлял в течение трех лет. 20 августа 1805 года состоялось его рукоположение в сан Епископа Вятского и Слободского. 20

Рапорт архимандрита Гедеона в Нижегородскую Консисторию. 1800 г. ГУ ЦАНО
Рапорт архимандрита Гедеона в Нижегородскую Консисторию. 1800 г. ГУ ЦАНО

Находясь на Вятской кафедре, епископ Гедеон отличился талантом администратора, но по отзыву современников отличался вспыльчивостью, но после вспышек гнева он всегда был особенно ласков и милостив к тем лицам, которые подвергались его гневу. Забота его о нравственном преуспеянии паствы выражалась в том, что он заставлял приходское духовенство под страхом штрафов говорить проповеди и заниматься начальным обучением приходских детей. Преосвященнейший Гедеон любил торжественность и благочиние в священнослужении и громогласное пение. Свою кипучую энергию Епископ Гедеон направил так же на строительство новых храмов во вверенной ему епархии. По его благословению были построены: Казанско-Богородицкий собор в уездном городе Орлове и Троицкий собор в городе Котельниче. Стараниями владыки губернскими властями непосредственно в самой Вятки были отведены специальные участки земли под строительство домов для священно-церковнослужителей.

Титульный лист дела Нижегородской Духовной Консистории о переводе архимандрита Гедеона. ГУ ЦАНО
Титульный лист дела Нижегородской Духовной Консистории о переводе архимандрита Гедеона. ГУ ЦАНО

27 сентября 1810 года, Епископ Гедеон был удостоен Государем Императором Александром Первым ордена Св. Анны 1 степени. Скончался Преосвященнейший Гедеон 23 сентября 1817 года и был погребён в Вятском Троицком кафедральном соборе. 21

В годы Советской власти вятский кафедральный Троицкий собор был уничтожен, вместе со всеми имеющимися в нем погребениями архипастырей Вятской епархии, среди которых была могила епископа Гедеона (Ильина). 22

Свято-Троицкий Кафедральный собор г. Вятки. Фото начала XX века.
Свято-Троицкий Кафедральный собор г. Вятки. Фото начала XX века.

Промыслом Божием, служение двух настоятелей — архимандрита Гедеона и архимандрита Иеронима в стенах Нижегородского Печерского монастыря осуществлялось ими одновременно с несением обязанностей ректорства в Нижегородской Духовной Семинарии, в тот самый период, когда она строилась и развивалась, как духовно, так и фактически.

Дальнейший период их жизни был связан с Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырём, основанным уроженцем Земли Нижегородской — Святейшим Патриархом Никоном. Могила архимандрита Гедеона, безвозвратно утрачена, прах же архимандрита Иеронима и по сей день почивает в Ново-Иерусалимской обители, под благодатным покровом храма Господа Иисуса.

Примечания

1 Четыркин И. Н. «Историко-статистическое описание Нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря». Н-Новгород, 1887. С. 188; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей русской православной церкви СПб., 1877, Стб. 148; 596. Тихов А. «Краткая памятная историческая записка Нижегородской духовной семинарии». Н-Новгород, 1905. С. 24.

2 Добровольский М. К истории Нижегородской Духовной Семинарии.// Н. Е. В. 1895 № 24 Часть Неофф. С. 809-810.

3 Тихов А. Указ. Соч. С. 26.

4 Виноградов В. Иллюстрированный путеводитель по Нижнему Новгороду и ярмарке. Н. Новгород, 1895. С. 79-80.

5 «Слово в день всерадостного торжества возшествия на Всероссийский императорский престол благочестивейшего, Великого Государя Императора Павла Первого, говоренное в Нижегородском кафедральном Спасопреображенском Соборе, Нижегородской Семинарии Ректором, Нижегородского Печерскаго монастыря архимандритом Иеронимом, ноября 6 дня 1797 года». СПб., 1798 г. С. 16-17.

6 ГУ ЦАНО ф. 570, оп. 555, (1799 г.) д. 16 — О переводе архимандрита Печерского монастыря в Новый Иерусалим, ЛЛ. 2;

7 Там же, ЛЛ. 4-4об;

8 Там же, ЛЛ. 9-9об; 81;

9 Там же, ЛЛ. 17-22об;

10 Там же, Л. 81;

11 Там же, Л. 82;

12 Зеленская Г. М. Новый Иерусалим. Путеводитель. М., 2003 г. С. 324.

13 Никоновские чтения. Опись музея Святейшего Патриарха Никона. М., 2002 г, С. 278.

14 Четыркин И. Н. Указ. Соч. С. 188; Строев П. Указ. Соч. Стб. 147-148; Тихов А. Указ. Соч. С. 24.

15 Титов А. А. Троицкий Желтоводский монастырь у старого Макария (1435-1887) М., 1887, С. 30.

16 ГУ ЦАНО ф. 570, оп. 555, (1799 г.) д. 16, ЛЛ. 115-115-об.

17 Там же. Л. 115об.

18 Добровольский М. К истории Нижегородской Духовной Семинарии.// Н. Е. В. 1895 № 24 Часть Неофф. С. 817-819.

19 Там же. С. 818.

20 Четыркин И. Н. Указ. Соч. С. 188.

21 Унжакова А. Г. Портретная галерея архиереев Земли Вятской. Вятка, 2003. С. 16.

22 Архипастырь Земли Вятской. Авторы-составители: священники Балыбердин А., Гомаюнов С., Дудин А. — Киров, 2003. С. 43-47.

 

Наши награды


С нами можно связаться по электронной почте:
info@ierusalim.ru

ICQ 322770372
ICQ 322770372

Телефон
8 (916) 847 - 33 - 21

Мы находимся
в г. Новый Иерусалим и г. Истра


Расписание автобусов
по городу Истра и от м. Тушинская до ст. Истра (Истра - м. Тушинская )


Расписание электричек
до станции Новоиерусалимская

С рижского направления

а также

Расписание движения пригородных электропоездов: Курское направление - Москва - Рижское направление
Гидрометцентр России

Яндекс цитирования

Введенско - Иверский храм, село Рыжево, Егорьевского района. Помоги строительству Храма-Приюта!

Православный центр занятости MARIAM.RU - работа, вакансии, резюме.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Продажа дешевых современных серверов. Бесплатная доставка и гарантия.
Дешевые сервера, бесплатная доставка и гарантия.

Китайская медицина
Продукция Традиционой Китайской Медицины





Copyright © 2005-2010 «Православный подвижник»