Поселок Троицкий с двумя действующими храмами во имя Пресвятой Троицы, бывший погост, находится в 8 км юго-восточнее г. Истры, в 1,5 км от левого берега р. Истры, у железнодорожной платформы Троицкая. Ближайшие деревни — Качаброво и Санниково. Поселок окружен многочисленными садовыми участками.
Слово погост имело на Руси, в зависимости от эпохи, разные толкования. Первоначальный смысл его происходит от слова гость, что в древности означало “купец”. В далекие времена дорог в обычном смысле слова почти не было, зато реки были многоводны, и сообщение происходило по водным путям. На берегах рек возникали поселения, где производился обмен товаров, заключались торговые сделки, порой составлялись и прошения, бывали встречи князей. Такие места становились административными центрами округи. Если они не вырастали в города, то оставались погостами. Естественно, с распространением христианства в этих местах возникали православные храмы. Но в XVI — начале XX в. под погостом уже понимался населенный пункт, состоящий только из храма и дворов его служителей. Часто погост в этом значении слова обрастал дворами крестьян и превращался, таким образом, в село, но “по инерции” продолжал считаться погостом.
Ныне погостом именуют обычно сельское кладбище. В XVIII- XIX вв. в Троицком стояли, главным образом, дома служителей церкви — клириков. Но были и крестьянские дворы — Троицкое в старых документах именуется то погостом, то селом. В поселке есть и маленькое кладбище — при храмах. Оно живо напоминает каждому путнику, что все мы — только гости на нашей земле.
Предание гласит, что когда-то проходил этими лесами святой Сергий
Радонежский и остановился отдохнуть. Забил по его молитве на том месте родник, а через какое-то время вырос и храм во имя Святой Троицы. Принято считать, что существующий ныне деревянный храм погоста построен в 1670 а до этого здесь церкви не было. Но это не противоречит преданию: первый храм тут мог быть упразднен гораздо ранее, а память о нем и его посвяшении в народе хранилась.
В XVI или даже конце XV в. будущее с. Троицкое, а в то время — д.Бобырево — было в вотчине Андрея Меньшова-Товаркова с центром в с-це Ивановском-Высоком на речке Доренке (ныне д. Ивановское Ермолинского с. о). Когда точно это было, неизвестно; писцовая книга конца XVI столетия употребляет выражение “преж сего”. Затем владение поступило в Левкиев Волоколамский монастырь. Наконец, монастырские старцы “дали ту вотчину князю Ивану Лобанову-Ростовскому со княгинею владети по их живот”. Владельцем вотчины в 1584 г. значится князь Иван. Надо заметить, что в то время немногочисленный род князей Лобановых-Ростовских насчитывал шесть Иванов, в том числе трех родных братьев. Кто из них был вотчинником на этой земле, сказать пока невозможно. Что касается нашей деревни, то в 1584 г. она выглядела так: “пустошь, что была деревня Бобырева, пашни и лесом поросло середние земли 6 четьи <...> сена на лугах Бобыревских 100 копен”.
В 1623 г. д. Бобырево на речке Бобырке числилась за Григорием Григорьевичем Колединским в вотчине, и была “дана из подмосковного ево ж поместья за царя Васильево Московское осадное сиденье по Государеве грамоте за приписью дьяка Ивана Грязева 131 (1623) году: деревня Бобырева на речке на Бобырке, а в ней двор вотчинников, живут деловые люди. Пашни паханые вотчинниковы, людцкие: пахоты середние земли 3 чети, перелогом 6 чети <...> лесу рощи и болота 6 дес.”. Таким образом, крестьянских домов в деревне не было вовсе — обычный случай для допетровской Руси. Колединскому принадлежали также некоторые пустоши, и среди них Рыково на речке Рыковой и Бурлово на ручье Сафатове. Позднее эти две пустоши станут деревнями, а затем крестьян из них переселят на Волоколамскую дорогу, и образуется ныне стоящая д. Высоково.
В 1643 г. деревню купил царский стольник Роман Федорович Боборыкин. В 1646 г. Бобырево уже считалось сельцом, в нем числился двор вотчинников, с дворовыми и крепостными.
Боборыкин построил здесь в 1675 г. церковь во имя Живоначальной Троицы, и в 1678 г. в его вотчине, с. Троицком, числился двор вотчинников, в котором жили “люди старинные и кабальные, служилые и деловые, и конюхи и повары, и приспешники: 17 дворов” К вотчине относились также д. Санниково, Рыково и Бурлово, в которых было 46 крестьянских дворов (178 человек). В 1682 г. село по Государеву указу было куплено к дворцовым вотчинам, в Хлебный приказ, и в том же году пожаловано Ново-Иерусалимскому монастырю.
В отказной книге, утвердившей село за монастырем, приводится описание храма: “Церковь во имя Живоначальныя Троицы с пределы древянная, клетцки, крыта тесом, о трех главах; а в церкви местных образов: образ Живоначальныя Троицы, Сергиево видение, образ Покрова Пресв. Богородицы, образ Успения Пресв. Богородицы, образ Николая чудотворца, образ чудотворца Сергия и преподобного чудотворца Саввы на одной цке; писаны все на красках”.
В отказной книге приводится описание вотчины Р. Ф. Боборыкина: “Да в селе Троицком двор вотчинников, а на дворе строения: три горницы на жилых подклетках, промеж ними сени дощатые, на сенях чердаки, баня на режах, у нее крыльцо крыто дранью. Два крыльца задние у хором. Хоромы и черда крыльца крыты тесом. В подклетах печи белые с трубами приводными, да в хоромах и на крыльцах 16 образов на красках. Пять окончин больших, шесть волоковых слюдяных, пять заслонов железных трубных малых. Да посуды: 4 братинки, стаканчик, 2 сулейки, одна битая, в берестах стекляные братинка деревянная красная. Три стола дубовых, 6 столов, да 9 скамей осиновых. Погребец винный замкнут, ветх. Перина с головьем. Да на дворе под сенью три пушки железные. Конюшня, а в ней 25 стойл по обе стороны, на конюшне сушило <...> А в сушиле три четверти с полуосьминой семян конопляных, четверть с осьминой семени льняного. Ворота передние и задние о трех щитах крыты тесом, около двора забор в 36 звен <...>
Да на том дворе огорожен двор конюшенный, а в нем строения: изба, два сарая крыты соломой, да на том дворе животины: 4 быка по три года, 13 коров, 6 подтелков по году, 10 баранов, 40 овец, 25 свиней, 5 поросят, 3 козла, 3 козы старых, 10 коз молодых, 2 гуся, 4 гусыни, 2 селезня, 4 утки, 2 петуха, 9 кур индейских. Да на дворе у парадных ворот две житницы, ветхи. Под тем же двором пруд, а в нем саженая рыба — караси”.
По приведенному выше описанию, деревянный храм, построенный в конце XVII в., имел приделы и был трехглавым. Нынешняя церковь, по мнению специалистов, “характером основного объема гораздо ближе образцам начала XVIII в., периоду, когда село Троицкое находилось во владении Воскресенского монастыря. <...> Высокий двусветный одноглавый четверик храма с граненой апсидой и трапезной, несмотря на переделки, сохраняет колорит древней постройки: сдержанный язык архитектурных форм и характерные пропорции”.
Храм поновлялся: в 1830-х гг. под стены был подведен фундамент из белого тесаного камня, расширены окна, сруб обшили тесом. Здание приобрело черты стиля ампир. В 1850-х гг. на средства известного благотворителя П. Г. Цурикова была сооружена новая колокольня о трех ярусах (до этого была небольшая колокольня “на крыше” самого храма). После построения храма в XVII в. был освящен только один, главный престол, а два другие оставались неотделанными и в 1850—1853 гг. были сняты и уничтожены “как лишние пристройки”.
Когда в 1985—1986 гг. во время реставрации с церкви сняли тесовую обшивку, разновременность трех частей здания стала очевидной: “Серые, сильно выветренные средней толщины бревна собственно храма сохранили след долгого пребывания на открытом воздухе, швы переделок. У трапезной и колокольни толщина бревен, способ их обработки совсем другие, и по цвету бревна, особенно у колокольни, выглядят гораздо новее”.
Деревянная церковь — летняя, богослужения в ней проходят только в теплое время года и очень редко, ради того, чтобы сберечь ее и иконы от сырости и перепада температур. До самого последнего времени здесь не было ни электрического освещения, ни охранно-пожарной сигнализации. В настоящее время в деревянном храме находятся трехъярусный иконостас и утварь конца XIX в.
Когда весной 2000 г. после зимнего перерыва храм был вновь открыт, священник и прихожане пришли в изумление: обновилась, сверкала новыми красками икона Пресвятой Богородицы. В иконостасе иконы Святой Троицы, Архистратига Михаила и некоторые другие мироточили, образ Архангела был в сплошных застывших потоках мира!
В 1773 г. с. Троицкое было многолюдным: 35 крестьянских дворов, в них 221 человек. Затем крестьяне были отсюда переселены, и в 1800 г. село, находясь в экономической Воздвиженской волости Рузского уезда, состояло только из церкви и дворов причта, крестьянских дворов не было. Если мы взглянем на подробную карту 1853 г., то увидим лишь одинокую церковь среди леса и надпись: “Троицкий погост”. В “Списке населенных мест” (1859) погост не значится: при нем не было постоянных жителей-крестьян.
В 1890 г. на погосте существовала церковно-приходская школа, основанная годом раньше (попечитель — кандидат прав Сергей Максимович Попов, законоучитель — священник Василий Федорович Лебедев, учитель — псаломщик Петр Павлович Беллюстин). В 1908 г. попечитель прежний, законоучитель — священник В. Лебедев, учитель — Нечаев.
В 1904—1913 гг. на погосте сооружен новый каменный храм с главным престолом также во имя Святой Троицы. Создан он на средства фабриканта Сергея Максимовича Попова и других благотворителей, автор проекта — М. Н. Литвинов. Версия, что новый храм был освящен в 1904 г., в день рождения Императора Николая II, не подтверждается документами. Возможно, храм в тот день был заложен.
Священник — строитель храма, дед нынешнего жителя пос. Троицкого Александра Сергеевича Лебедева, о. Василий Лебедев жил в этом приходе 65 лет, умер в 1931 г., похоронен в ограде старого деревянного храма.
Отношение к каменной церкви среди знатоков архитектуры неодинаково: автор советского времени называет ее “безобразным по архитектуре храмом в ложновизантийском стиле”. От такого соседства, считает он, проигрывает и деревянная церковь. В последнее время отношение к поздней церковной архитектуре потеплело. И в издании 1999 г. мы находим уже такую характеристику: “Образец историзма, архитектура здания основана на сочетании композиционных приемов классицизма с национальными мотивами наружного убранства. <...> В нарядной пластической разработке фасадов широко использованы ширинки, колонки с перехватами, кокошники разной величины и формы. <...> Свободное поперечно ориентированное пространство храма хорошо освещено верхним и боковым светом. Большие окна снабжены металлическими рамами и решетками красивого геометрического рисунка. <...> Стены и своды покрыты орнаментальной и отчасти сюжетной живописью начала XX в.”
В середине 1917 г. духовная консистория обратилась в Археологическую комиссию (бывшую Императорскую) с просьбой разрешить разобрать деревянную церковь: летом 1913 г. освящен новый каменный храм, и старый теперь “является излишним и тягостным по трате средств на содержание”. Все предметы было предложено перенести в новую церковь, а “лесной материал” употребить на ее отопление. И вот, всего за месяц до октябрьского переворота на своем заседании Комиссия постановила: разборку храма не разрешать. При этом прозвучали голоса: церковь “приличная” и “приятная”, “странно, что уничтожение старой церкви у нас нередко почитается благочестивым делом”. Благодаря твердости, проявленной ведущими архитекторами в то смутное время, храм дошел и до нас.
По данным 1924 г., погост не был включен в число основных населенных пунктов Еремеевской волости, а внесен в список “разных населенных пунктов Воскресенского уезда”, в который входили санатории, колонии, артели и т. п. В Троицком Погосте проживало 8 мужчин, 9 женщин, числилось 4 десятины земли, 2 лошади; находилась школа 1-й ступени (38 учеников), бывшая церковно-приходская.
Божьим Промыслом в храме продолжались богослужения в тяжелые для Церкви времена: и в послереволюционные годы, и во время немецкой оккупации, и во время Хрущевских гонений на Церковь; но без потерь не обошлось.
В ноябре 1937г. был арестован и приговорен к десяти годам заключения свящ.Иоанн Орлов. Погиб свящ. Иоанн в 1938г. около г. Новосибирска в Мариинском лагере НКВД. Вместе с ним были арестованы по тому же оговору диакон Петр Троицкий, который погиб в 1938г. в Бамлаге и церковный староста Михаил Строев, погибший в Сусловском отделении Сиблага.
Дом, в котором жил настоятель, был передан под клуб, а дом, где останавливались богомольцы, кто-то поджег, и на его месте позже был поставлен памятник жителям поселка, погибшим в Великую Отечественную войну.
26 ноября 1941 г. немцы взяли поселок. Во время боя, по словам очевидцев, “огненные нити снарядов проносились над [деревянным] храмом, не задевая его”. Обстрел, который продолжался несколько часов, не принес ему никакого разрушения. 9—10 декабря немцы оставили поселок, не успев взорвать каменный храм. Но жертвы среди мирных жителей были. Немцы расстреляли на огороде брата Александра Лебедева. Самого Сашу ставили под елку и, развлекаясь, стреляли в него, он был ранен, а 7 апреля 1942 г. ушел на фронт, став участником штурма Кенигсберга и перехода Большого Хингана.
Во время Великой Отечественной Войны и несколько послевоенных лет богослужения в храме совершал свящ. Александр, а в конце 50-х годов его сменил свящ. Василий (Решетников). Затем храм окормлял свящ. Борис.
Местное предание говорит о русском летчике, который был сбит в 1941 г. над этим местом. Падая, он успел помолиться Богу и что-то пообещать Ему в случае, если останется жив. Он упал весьма удачно и соскользнул на землю по хвое больших елей, растущих возле храма. Летчик не погиб, но повредил ногу и остался хромым. Со временем он стал старостой, а затем и священником, настоятелем здешней церкви. Другой вариант предания передает даже, что летчик, падая, пообещал построить здесь церковь.
Почва для подобных легенд есть: и каменный храм выглядит современно, и протоиерей Руф Поляков, ветеран Великой Отечественной войны, хромает на одну ногу (протез). Однако он служил не летчиком, а танкистом. Отца Руфа сменил в качестве настоятеля в 1993 году о. Геннадий Сандаков, уроженец Вятской земли. Отец же Руф сослуживал ему. Отец Геннадий прослужил в Троицком храме почти десять лет. Был он человеком необычайной доброты и проницательности. Окормлялся он в свое время у знаменитой московской старицы схимонахини Ольги (Логиновой). По смерти о.Геннадия в 2001 году настоятелем храма был поставлен свящ.Димитрий (Подорванов), ныне благочинный Истринского округа.
В мае 2003 года отец Димитрий был переведен на другой приход, а настоятелем храм Св.Троицы был назначен свящ.Анатолий (Игнашов), ранее служивший в этом храме диаконом.
В Троицком храме хранится список чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери, принадлежавший внуку Александра Невского, князю Всеволоду Ярославичу, как гласит об этом надпись на иконе.
Особо чтимая икона храма - Божья Матерь “Скоропослушница”.
Деревянный храм переосвящен во имя преподобного Сергия Радонежского. Оба храма требуют капитального ремонта кровли, изгороди, системы отопления и особенно поновления икон. Художник-реставратор Лев Васильевич, живущий здесь, за свой счет реставрирует их. В храме ведутся реставрационные работы по внешней и внутренней отделке. За последние годы был обновлен иконостас и некоторые иконы храма, а в 2004 году обновлен внешний и внутренний вид цоколя. Богослужения совершаются по субботам и воскресеньям, а также в дни особо почитаемых праздников. На богослужениях поет небольшой молодежный хор.
В декабре 2002 году священномученики Иоанн Орлов, Петр Троицкий и мученик Михаила Строев, служившие в храме Святой Троицы села Троицкое, были причислены к лику святых, а в 2004 году была написана икона во имя сих новомучеников и исповедников истринской земли. 13 февраля в день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских в храме Святой Троицы икона была освящена настоятелем, священником Анатолием Игнашовым.
Используемые источники и историография:
Сайт http://troitskoe.km.ru/
Писцовые книги Московского государства. Спб., 1872.Отд.1.Ч.1.С.112-113.
РГАДА.Ф.1209.Оп.1.Кн.685.Л.396 об.; Кн.9813.Л.115.
Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст. М., 1886. Вып. 3. Загородская десятина. С. 294.
Васильева Л. Наши памятники – живая жизнь // Ленинскй путь.1990. ?149.
Памятники архитектуры Московской области. М., 1999. Вып.2. С.211-212.
Костин Б. За други своя // Журнал Московской Патриархии. 1993. ?12.С.27.
http://troica.newierus.mrezha.ru/troica01.php