Город Истра и Воскресенск. История от XVI века до сегодняшних дней.
Город Истра получил нынешнее название в советское время, а раньше именовался Воскресенском. Его появление и становление, как и Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря, тесно связано с именем патриарха Никона.
Заштатный город Воскресенск Звенигородского уезда Московской губернии, при р. Истре, располагался на большой дороге из Москвы в Волоколамск. Земля, на которой позднее возник г. Воскресенск, в XVI в. значилась «пустошью Котельникова на реке Истре Московского уезда, Сурожского стана». В 1584 г. пустошь Котельникова, в более детальном описании, состоявшая при д. Макрушине, на речке Песочне того же стана, находилась в поместье «за Семёном Андреевичем Черкасским, что преж того было в поместьи за князем Иваном Келмамаевым; а в 1624 г. за Романом Федоровым Бобарыкиным, по Государевой грамоте»; при последнем владельце д. Макрушина была также пустошью.
Близ этой местности в XVI в. находились: сельцо Кречкино, Рычково тож, на речке Песочне, и деревня Сафатова, на той же речке, Московского уезда, Горетова стана, принадлежавшая некогда «Офросинье Ивановской жене Курчина», а в 1584 г. Леонтию Михайлову Курчину. В Кречкине и Сафатове, проданных в 1621 г. Юрьем Игнатьевичем Татищевым (ум. после 14 сентября 1628 г.) Федору Васильевичу Бобарыкину в вотчину в 1623 г., было «два двора крестьянских и два двора бобыльских, людей в них 4 человека», - двор вотчинников с «деловыми людьми» находился в д. Сафатовой. Вотчина Ф.В. Бобарыкина перешла к его сыну Роману, который в 1636 г. в Сафатове построил деревянную церковь Воскресения Христова с приделами. В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1639 г. записано: «Церковь Воскресения Христова, да в приделах Покрова Пресвятой Богородицы, да Николы Чудотворца, в вотчине Романа Бобарыкина в с. Сафатове...» В 1656 г. Роман Федорович Бобарыкин продал с. Сафатово с деревнями патриарху Никону в вотчину Иверского монастыря. В купчей было записано: «Се аз Роман Федоров, сын Бобарыкина, продал есми вотчину свою, Великого Государя святейшего Никона Патриарха Московского и всея великия и малыя и белыя России, строенья в монастырь Пречистыя Богородицы Иверския, иже во св. Отца нашего Филиппа митрополита и святого Иакова Чудотворца, что в Новгородском уезде на святом озере, Архимандриту Дионисию с братиею, или кто по них иные архимандриты и братья будут в Московском уезде, в Горетове, да в Сурожском стану село Воскресенское, что была деревня Сафатова на речке на Песочне, а в том селе церковь Воскресения Христова со всяким церковным строением и колоколами, да двор вотчинников, да двор коровий, да за вотчинниковымдвором двор прикащиков, да 4 двора людских, да житной двор. Да под тем же с. Воскресенскимна большой Волоцкой дороге пустая деревня Макрушина, а в ней гостинный двор для стояния проезжих людей, на речке на Песочне, со всяким же дворовым строением. Да к тому же селу деревня Котельникова на речке на Истре, а в ней крестьян 8 дворов, а людей в них 32 человека; деревня Рычкова, а Кречково тож, а в ней крестьян 14 дворов, а людей в них 35 человек с принадлежащими к тому селу пустошами...а взял я, Роман, из Государевы патриаршией келейной казны у него архимандрита Дионисия с братьею, за ту свою вотчину 2000 рублей. Лета 7164 (1656) году июня в 3 день».
Патриарх полюбил свою новую вотчину и часто, как только мог, отправлялся сюда из Москвы походом, со всеми людьми своего двора, которые по чину были обязаны сопровождать его. Походы патриарха в Воскресенскоеначались с 1656 г., когда в селе по велению Никона было начато строительство монастыря, и всегда сопровождались раздачей милостыни. В книгах Патриаршего казенного приказа записаны расходы по всем походам Святейших Патриархов: «7164 (1656) года июня в 29 день Великий Государь Святейший Патриарх ходил в новую вотчину, в село Воскресенское, что куплено у Романа Боборыкина...» В следующем году (1657) 15 июня Патриарх Никон снова пошёл в Воскресенский монастырь... В тот же год, июля 20-го, Святейший Патриарх пошёл в поход в Воскресенскиймонастырь...из села Владыкина».
В 1658 г.: «Сентября в 20 день Великий Государь Святейший Патриарх ходил в поход в Новый Иеросалим в монастырь Живоноснаго Воскресения...Октября в 8 день Государь Святейший Патриарх пошёл в поход в монастырь Живоноснаго Воскресения, на Москве дорогою идучи роздали милостыни подъячие Иван Зерцалов да Володимер Гурьев рубль...» Велики ли были те суммы, которые уходили из патриаршей казны на милостыню? Рубль - серебряная монета (в XVI-XVII вв.). С XIV в. единица ценности в виде 0,5 фунта серебряного слитка, вскоре уменьшенного вполовину. Московский рубль XV и XVI в. в половину меньше новгородского. Монету рублевого достоинства - целый рубль, - в отличие от рубля мелочью, в прошлом часто называли целковым рублём или просто целковым, 26 алт. (алтын - монета в 6 денег или 3 коп.) 4 деньги русская серебряная монета 14-18 вв., полкопейки. Ее начали чеканить на Руси в XIV-XV вв. сначала в Москве, потом и в других княжествах. К середине XV столетия московская деньга весила, да и стоила вдвое меньше новгородской. После реформы 1534 г., унифицировавшей монетную систему, стали чеканить серебряные монеты весом 0,16 золотников (0,68 г в современном измерении) с изображением всадника с копьем и вдвое меньшие - с изображением всадника с мечом. Большая монета стала называться новгородской, или копейкой (по изображенному на ней копью), меньшая - деньгой московской, или сабляницей (от меча - сабли). Впоследствии за ними закрепились названия копейки и деньги, составлявшей ее половину, но счёт долгое время вёлся на деньгу, а копейку называли двумя деньгами. С XVII века наряду с серебряной деньгой начали выпускать медную». Монета с названием «деньга» исчезла из обращения. Таким образом, рубль - 200 или 100 граммов серебра - сумма весьма значительная... «Октября в 16 день Великий Государь Святейший Патриарх пошёл с Москвы в поход в Новый Иерусалим своего строения в монастырь Живоноснаго Воскресения, из города дорогою идучи милостыни роздали подъячие Иван Зерцалов и Иван Дудин рубль, 26 алт. 2 деньги... Ноября в 19 день Государь Патриарх пошел в поход своего строения Новый Иеросалим в монастырь Живоноснаго Воскресенья Христова и Москвою городом идучи роздано милостыни нищим рубль, 7 алт. 4 деньги... Ноября в 30 день Государь Святейший Патриарх пошёл в поход своего строения Новый Иеросалим Живоноснаго Воскресения Христова монастырь на первом часу дни и идучи дорогою городом до земляного города по Государеву Патриархову указу подъячий Иван Зерцалов роздал поручно милостыни рубль, 4 деньги... Декабря в 28 день... Святейший Патриарх пошёл с Москвы... в свое строение в Новой Иеросалим...» В следующем году Никон ходил из Москвы в Новый Иерусалим 17 января, 15 февраля, 10 и 25 мая, 11 июня.
Обустройство новой вотчины происходило под непосредственным наблюдением патриарха Никона. В д. Котельниках патриарх Никон построил деревянную церковь Вознесения Господня и назвал Котельники селомВознесенским. К этому селу была приписана Воскресенская церковь с. Сафатова, которая в это время «стояла без пения», т.е. служба в ней не совершалась. В 1668 г. с. Вознесенское с деревнями было причислено к вотчинам Воскресенского монастыря. В отказной книге 1668 г., по которой село было утверждено за Воскресенским монастырем, 10 декабря записано: «село Вознесенское, что была д. Котельниково на р. Истре, под монастырем. А в селе церковь клецки Вознесения Господня, у церкви во дворе поп Елизар Алексеев; во дворе дьячек Ивашко Степанов, во дворе пономарь Костка Алексеев; да в селе крестьян 17 дворов, бобылей 15 дворов и разночинцев 38 дворов, стрельцов 22 двора, да в селе 22 лавки, а торгуются по субботам всяким товаром; да под Воскресенским монастырем д. Реткино, на р. Истре, а в ней живут монастырские служки и конюхи и всякие мастеровые люди 23 двора». Большая часть дворов принадлежала мастеровым и монастырским слугам. Обслуживание монастыря, занятия ремеслом и торговлей отвлекли большую часть жителей от земледельческих работ. Превратности судьбы патриарха Никона прямо отражались на строительстве Ново-Иерусалимского монастыря и благополучии подмонастырскихселений, жители которых участвовали в работах (ссылка патриарха повлекла за собой остановку строительства). Многие крестьяне и мастеровые, привезённые на строительство из других местностей, осели в близлежащих деревнях и селах. В округе появились новые населённые пункты и расширились старые. В 1704 г. в с. Вознесенском был 191 двор и жило 515 человек. В конце XVII в. Вознесенское превратилось в торгово-промышленное село, практически слившись с с. Воскресенским. «Служней слободкой» стала бывшая дер. Редькино на р. Истре. В 1678 г. в ней числилось 26 дворов, из них 19 служних людей и 3 мастеровых. К концу XVIII в. она также слилась с с. Воскресенским. В источниках XVII в., в частности в переписных книгах, будущий г. Вос-кресенск фигурирует чаще как подмонастырное с. Вознесенское. В документах XVIII в. оно упоминается как село (иногда посад) Воскресенское. Таким образом, с. Воскресенское возникло как подмонастырное село путём слияния нескольких населённых пунктов.
Ново-Иерусалимский монастырь был задуман патриархом Никоном как огромный ландшафтно-архитектурный комплекс на территории поперечником в 10 км. Он стал одним из крупнейших в России: в начале XVIII в. владел землями в 23 уездах России, богатыми соляными и рыбными промыслами, у него насчитывалось 17,3 тыс. душ крестьян мужского пола.
После отобрания монастырских земель (1764) Воскресенское перешло в ведомство Коллегии экономии. В 1781 г., при территориально-административной реформе, село было преобразовано в г. Воскресенск, учреждён герб города: в верхней части герб Москвы, в нижней - золотое солнце в голубом небе. Воскресенск стал центром вновь созданного уезда, на территории которого находилось 138 государственных и 364 помещичьих сёл и деревень. Но просуществовал он недолго: в 1796 г., с переводом Воскресенска в число заштатных городов, часть уезда отошла к Московскому, часть - к Рузскому уездам, но основная территория бывшего Воскресенского уезда вместе с самим Воскресенском вошла в Звенигородский уезд и состояла в нём до 1921 г.
Воскресенск строился стихийно, жилые дома тяготели к монастырю. В 1787 г. был утверждён первый план застройки, предусматривавший прямые улицы, поквартальное заселение, создание центра с административными зданиями. Одна из площадей овальной формы, с магистратом, должна была находиться на пересечении главной улицы и дороги от монастыря, примыкавшего к городу с восточной стороны и живописно украшавшего панораму. Кварталы, закрывавшие вид на него, подлежали уничтожению. Промышленные предприятия, мастерские, скотобойни выносились на окраину. Территория города ограничивалась рвом. Были запроектированы въездные площади.
Екатерининская идея перепланировки Воскресенска почти не была осуществлена. Из-за недостатка средств жители не сумели застроить даже площади в центре. Лишь дома, хаотично располагавшиесяперед монастырём, были перенесены в другое место. Однако уже в конце
XVIII и в XIX в. все новые строения возводились согласно плану, осуществлялась прямая разбивка улиц. Население в 1787 г. достигло 1008 человек, преобладали мещане, «прежних служеб служилые люди» и купцы. В городе было всего 135 домов, из них 70 принадлежали мещанам, 27 священно и церковнослужителям, 20 купцам, 11 разночинцам, 7 дворянам. В городе было 10 лавок, 9 кузниц и питейный дом. Горожане на протяжении всего XVIII и начала XIX в. занимались торговлей, земледелием, но «более всего мастерствами», особенно печным, штукатурным, гончарным, кузнечным и живописным. В городе работали две гончарные мастерские и один кирпичный завод.
В 1805 г. из-за ветхости в деревянной Вознесенской церкви г. Воскресенска перестали служить, и рядом была построена каменная церковь Вознесения Господня с приделами Покрова Божией Матери и Пророка Илии. Новый соборный храм города имел классические формы: к двускатному прямоугольному главному объему, увенчанному купольной ротондой, с запада примыкали трапезная и колокольня, расположенные по одной оси. В 1875 г. в храме была устроена, на средства потомственного дворянина статского советника Павла Григорьевича Цурикова, духовая печь, весь храм стал теплым.
Причт издавна состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. Дома у священника, диакона и псаломщика были деревянные, собственные, выстроенные на церковной земле. Содержание причта было посредственное. Церкви принадлежали: ветхая деревянная трапеза прежней церкви, деревянные лавки для торговцев в Вознесенскую ярмарку и деревянная часовня с давних лет.
Далее >>>
|