На Священном Соборе 1666 г. среди обвинений, предъявленных патриарху Никону, прозвучало и то, что он самовольно присвоил Воскресенскому монастырю на Истре имя "Новый Иерусалим" (1). Подробности наречения имени Ново-Иерусалимскому монастырю известны нам из сочинений людей, близко знавших патриарха Никона и бывших его духовными учениками — Иоанна Шушерина и архимандрита Ново-Иерусалимского монастыря Никанора, которые называют иного автора этого названия — царя Алексея Михайловича.
Эта версия осталась практически незамеченной в литературе, посвященной патриарху Никону и истории Ново-Иерусалимского монастыря. Более того, вопрос о том, когда эта обитель получила это имя решался на основе биографии патриарха Никона, написанной Иоанном Шушериным.
Сам автор "Известия о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России", свидетелем описываемых событий не был: впервые он побывал в Ново-Иерусалимском монастыре 19–20 ноября 1657 г. среди других певцов, сопровождавших патриарха Никона (2). Следуя житийному канону, он не сообщает точной даты освящения Воскресенского собора. Но, сам того не желая, Иоанн Шушерин излагает две версии наименования Ново-Иерусалимского монастыря. В первой, представляющейся автору "Известия…" предпочтительной, автором наименования "Новый Иерусалим" выступает царь Алексей Михайлович. Иоанн Шушерин сообщает, что вскоре после покупки патриархом Никоном села Воскресенского здесь начали ставить деревянную церковь, на освящение которой предстоятель Русской Церкви пригласил государя (3).
Итак, согласно этой версии, царь приезжает на освящение деревянной церкви Воскресения и после отъезда из обители отправляет патриарху Никону послание о том, что этому месту Самим Богом предначертано называться Новым Иерусалимом. Патриарх кладет это послание в серебряный ковчежец и ставит его под престолом Воскресенской церкви. Надо сказать, что Иоанн Шушерин еще дважды возвращается к названию монастыря "Новый Иерусалим", подчеркивая, что оно дано царем (4).
Надо сказать, что в "Известиях" изложена и вторая версия, свидетельствующая о совместном — царя и патриарха — наречении имени монастырю, но Иоанн Шушерин говорит об этом вскользь (5).
Версия архимандрита Никанора, изложенная в двух редакциях стихотворной "летописи" Ново-Иерусалимского монастыря (6), расходится с первой версией Иоанна Шушерина во многих, весьма существенных деталях. В обеих редакциях "летописи" рассказ об освящении Воскресенского храма и наречении имени Ново-Иерусалимскому монастырю помещен между двумя датами — 17 июня и 18 октября 1657 г. При этом повествование построено таким образом, что рассказ об освящении храма и наречении имени монастырю в равной степени может принадлежать обеим датам. Внимательный анализ "летописи", однако, показывает, что с первой датой архимандрит Никанор соотносит освящение деревянной церкви Воскресения в присутствии царя и Священного Собора. Сразу же после этого Алексей Михайлович вместе с патриархом обошел окрестности монастыря и, взойдя на Елеонскую гору, нарек его Новым Иерусалимом. Собственноручное писание царя, где тот "отрази" имя обители, патриарх Никон вложил в серебряный ковчежец, который был поставлен под церковным престолом. 18 октября, согласно первой редакции "летописи", были установлены два креста — Елеонский на том месте, где царь нарек монастырь Новым Иерусалимом, и закладной — на месте будущего каменного собора (7). Во второй редакции "летописи" архимандрит Никанор сохранил сведения только об установке Елеонского креста.
Надпись на последнем связывает освящение церкви и наречение имени монастырю с 18 октября 1657 г. и до деталей совпадает с "летописью" архимандрита Никанора (что лишний раз свидетельствует в его пользу как автора надписи) (8).
Как можно заметить, для учеников патриарха Никона вопрос о том, когда был основан Ново-Иерусалимский монастырь, имел второстепенное значение. Важнейшим для них являлся вопрос, кто именно дал название обители. И Иоанн Шушерин, и архимандрит Никанор писали об этом более чем три десятилетия спустя, когда ни царя Алексея Михайловича, ни патриарха Никона, ни большинства очевидцев наречения имени Ново-Иерусалимской обители уже не было в живых, страсти вокруг допустимости ее названия улеглись, а документы — скрыты в архивах. Очевидно, в меньшей степени это было связано с апологией патриарха Никона, который на Священном Соборе 1666 г. был обвинен в самовольном присвоении монастырю имени "Новый Иерусалим" (сам обвиняемый не отрицал того, что это название дал он). Вопрос о том, кто назвал Ново-Иерусалимский монастырь в первую очередь был апологией исконного имени этой обители, которая по решению Собора 1666 г. была возвращена к первоначальному названию — "Воскресенский монастырь, что на Истре-реке". Вот почему и в надписи на Елеонском кресте, и в сочинении Иоанна Шушерина, и в "летописи" архимандрита Никанора последовательно проводилась версия, согласно которой имя "Новый Иерусалим" дал монастырю не патриарх Никон, а лично царь Алексей Михайлович, что дезавуировало решение Собора. При этом архимандрит Никанор прямо ссылался на надпись на Елеонском кресте как на важнейшее доказательство этого факта, современного основанию монастыря. Говоря точнее, открытая для обозрения всех приходящих в обитель эта надпись с упоминанием о том, что монастырь был наречен Новым Иерусалимом царем Алексеем Михайловичем, служила весомым аргументом и против обвинений патриарха Никона в самовольном присвоении имени "лавре", и против "самовольного" решения Собора 1666 г. о запрещении именования обители Новым Иерусалимом.
При этом и Иоанн Шушерин и архимандрит Никанор расходятся в одной очень немаловажной детали. Первый говорит о том, что грамоту о наименовании монастыря "Новый Иерусалим" Алексей Михайлович прислал с дороги, отъезжая от монастыря. Архимандрит Никанор — что данная грамота была написана прямо на Елеонском холме, во время обхода царем и патриархом окрестностей обители. Видимо, под влиянием сочинения Иоанна Шушерина в русской книжности рубежа XVII–XVIII вв. с происхождением названия "Новый Иерусалим" стали связывать письмо царя Алексея Михайловича патриарху Никону, направленное из Саввино-Сторожевского монастыря (9). Распространенное в многочисленных списках, приложенных к "Известию" Иоанна Шушерина, оно было озаглавлено "Список с государевы грамоты слово в слово, какова прислана, его государевою рукою писана, в Воскресенский монастырь, и по сей грамоте прозвася Новый Иерусалим". В нем царь действительно называл Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом, свидетельствовал, что "паки не зарекалися и не зарекаемся, и паки приезжать" и сообщал о посылке 15 стрельцов из Саввино-Сторожевского монастыря в Ново-Иерусалимскую обитель (10). Архимандрит Леонид датировал это письмо 20 октября 1660 г. (11) Впоследствии эту точку зрения поддержал и М.В. Толстой (12). С.К. Севастьянова снизила датировку до 20 октября 1657 г. (13) Обе даты произвольны: в известных мне списках письмо датировано 10 октября без указания года (14). Тем не менее, именно это письмо архимандрит Леонид отождествил с упоминаемым в надписи на Елеонском кресте и в сочинениях Иоанна Шушерина и архимандрита Никанора "царским рукописанием", которое патриарх Никон вложил в серебряный ковчежец и поместил под престолом Воскресенского собора. Основанием для этого заключения архим. Леонид считал упоминание серебряного ковчежца с царским письмом в описи монастырской ризницы 1679 г. (15) Действительно, эта реликвия, хранившаяся под престолом деревянного Воскресенского собора, могла оказаться там после его разборки. Однако содержание письма, находившегося в серебряном ковчежце, не имеет ничего общего с "царским рукописанием" в передаче Иоанна Шушерина. Наконец, по версии последнего, "рукописание" было направлено патриарху Никону вскоре после отъезда царя из Ново-Иерусалимского монастыря, что не находит подтверждения в Дворцовых разрядах: 18 октября 1657 г. Алексей Михайлович возвратился в Москву сразу, без заезда в Саввино-Сторожевский монастырь (16).
Вопрос о том, кто же первым, глава государства или глава Церкви, назвал Воскресенский монастырь "Новым Иерусалимом", и какое отношение к этому имеет вышеупомянутое письмо, позволит решить параллельный анализ официальных документов, исходящих из учреждений, подведомственных царю и патриарху.
Обратимся к документам, составленным в Патриаршем казенном приказе. Согласно Расходным книгам, в интересующий нас отрезок времени патриарх Никон "ходил в поход" на Истру пять раз — 15–16 июня, 21–23 июля, 20 сентября, 8–9 и 16–17 октября 1657 г. Целью первого "похода" названо село Воскресенское (17), второго — "Воскресенский монастырь, что на Истре реке" (18). Название же "Новый Иерусалим, монастырь Живоносного Воскресения" впервые как цель "похода" упоминается 20 сентября (19). Во время четвертого "похода" "в монастырь Живоноснаго Воскресения на Москве" (sic!), состоявшегося с 8 по 9 октября, "в Новый Иерусалим в обитель были привезены икона Спаса Вседержителя, на которой были изображены припадающие к Его стопам царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, а также деревянный сруб для келий (20). Получается, что, согласно документам, исходящим из Патриаршего Казенного приказа, Воскресенский монастырь на Истре был основан в патриарший "поход" 21–23 июля 1657 г. одновременно с закладкой Воскресенского собора, а в промежутке между 23 июля и 20 сентября того же года стал именоваться "Новым Иерусалимом". Значит, это название появилось до освящения соборного храма в присутствии царя 18 октября 1657 г. В этом отношении версия Иоанна Шушерина данными источниками не подтверждается, но они отчасти близки версии архимандрита Никанора, согласно которой монастырь получил название "Новый Иерусалим" 17 июня. Последняя дата, скорее всего, принадлежит к lapsus memoriae самого Иоанна Шушерина, который описывал эти события почти четыре десятилетия спустя, и в его памяти, очевидно, хорошо отложилось то, что между основанием монастыря и освящением Воскресенского собора прошло примерно четыре месяца.
К сожалению, Дворцовые разряды за 7165–7166 (1657–1658) гг. сохранились весьма фрагментарно (21), в полном виде Дневальные записи Приказа Тайных дел сохранились только за 7165 (1656/1657) г. (22), а Книги выходов государей царей за 7165–7166 (1656–1658) гг. (23) и Книги Разрядные за 7145–7171 (1657–1663) гг. (24) утрачены. Тем не менее, Дневальные записи не подтверждают присутствия царя в Воскресенском монастыре ранее 16 октября 1657 г. 15 июня этого года, во время пребывания патриарха Никона в селе Воскресенском и, соответственно, церемонии заложения нового монастыря, Алексей Михайлович "ходил… тешитца на поле", 16 июня — "ходил… тешитца… в Тверских полях" (25). 21 июля царь вновь "ходил тешитца на поле", 22 июня — "слушал… божественныя литоргии у Всемилостивого Спаса в Симонове монастыре; а после… ходил… тешился на поле", а 23 июля — "ходил… тешитьца на поле" (26). В Дворцовых разрядах, поскольку царь не занимался государственными делами, записи за эти дни отсутствуют (27). 20 сентября царь также находился в Москве, так как в этот день в Воскресенский монастырь приезжал стольник Алексей Головин "к Государю Патриарху со здоровьем" (28). Получается, что в первый и единственный раз царь "ходил в Воскресенский монастырь на Истру реку" 16 октября 1657 г. и 18 октября участвовал в освящении "соборныя церкви Воскресения Господа нашего Иисуса Христа" (29).
Однако Ново-Иерусалимский монастырь не упоминается и в документах других приказов, датированных 1657 г. Грамота на Воскресенское подворье в Китай-городе, данная патриарху Никону по распоряжению царя в Земском приказе 9 октября 1657 г., незадолго до освящения Воскресенского собора, именует монастырь "Государевым Патриарховым нового строения Воскресенским монастырем" [Леонид, архим. 1876. С. 663]. На этот факт обратил внимание архимандрит Леонид, который полагал, что к этому времени наименование "Новый Иерусалим" за Воскресенской обителью еще не было официально закреплено [Леонид, архим. 1876. С. 6. Прим. 5]. Да и целью царского похода 16–18 октября назван Воскресенский монастырь на Истре.
Обратимся вновь к письму. Отмеченная в нем дата — 10 октября — отсутствует в сохранившихся документах из царских приказов за 1657 г. Не исключено, что в этот день Алексей Михайлович действительно находился на богомолье в Саввино-Сторожевском монастыре. Из документов патриаршего делопроизводства также неизвестно, остался ли патриарх Никон 10 октября в Ново-Иерусалимском монастыре, или же возвратился в Москву: 11 октября предстоятель Русской Церкви в присутствии царя служил литургию в Успенском соборе (30). Можно лишь предполагать, что 10 октября 1657 г. царь действительно находился в Саввино-Сторожевском монастыре, а патриарх Никон — в Ново-Иерусалимском. В таком случае датировка царского письма этим временем не вызывает никаких возражений. Косвенно его датировка 1657 г. находит подтверждение в более позднем недатированном послании патриарха Никона Алексею Михайловичу, в котором тот напоминал адресату: "в прошлом, государь, во 165м году, как было, Государево пришествие в ваше Государево богомоля в Воскресенской монастырь молитися, и по нашему челобитю указал ты, Великий Государь, быть на жите для монастырского береженя… десяти человеком стрелцом" из Саввино-Сторожевского монастыря (31). Конечно, можно сослаться и на то, что 27 октября 1658 г. стольник Петр Андреевич Матюшкин и подьячий приказа Тайных дел Алексей Симеонов по именному царскому указу привезли патриарху Никону в Воскресенский (так в тексте!) монастырь 2000 рублей, хранившихся в патриаршей домовой казне (32), что в принципе совпадает с датой, указанной в письме. Но происхождение этой суммы связано с иными событиями: в августе 1658 г. патриарх Никон приехал из Ново-Иерусалимского в Москву, пытаясь встретиться с царем, однако Алексей Михайлович, находившийся в это время в столице, от встречи уклонился и прислал бывшему "собинному другу" 2000 рублей и 20 стрельцов из Саввино-Сторожевского монастыря для охраны (33). К тому же содержание письма свидетельствует о пока еще теплом отношении его автора к адресату, так что датировать его более поздним, чем 1657 г., временем смысла не имеет, так как уже в 1658 г. началось охлаждение отношений между царем и патриархом.
Подведем итоги. Очевидно, что датой основания Воскресенского монастыря, вопреки надписи на Елеонском кресте, все же следует считать 15 июня 1657 г. Согласно жалобе стольника Р.П. Боборыкина на Священном Соборе 1666 г., "деревянная церковь во имя Воскресения Христова с приделы" в селе Воскресенском существовала на момент покупки этой вотчины патриархом Никоном, "а в той церкви была служба вседневная" (34).
К этому времени (35) у предстоятеля Русской Церкви уже созрел замысел основать в этих местах монастырь. По договору, заключенному им с Р.П. Боборыкиным при покупке вотчины, патриарх Никон собирался "на том старом церковном месте устроить церковь и службу каменную… а покамест то каменное дело совершитца", прежний владелец "на том же старом церковном месте вновь положил деревянные бревна, и Никон де на том месте новую деревянную церковь поставил" (36). По-видимому, эта церковь и была заложена в "поход" 15-16 июня 1657 г., так как в июльский и сентябрьский "походы" производились выплаты плотникам "что они работают в Воскресенском монастыре" (37).
Не позднее 20 сентября 1657 г. патриарх Никон уже стал именовать Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом, и это название, очевидно, всецело принадлежит ему. В письме 10 октября 1657 г. Алексей Михайлович дал пока еще неофициальное согласие на такое наименование обители, что было официально закреплено во время его присутствия на освящении нового деревянного Воскресенского собора 18 октября 1657 г.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Дело о патриархе Никоне. Изд. Археографической комиссии по документам Синодальной (бывшей Патриаршей) библиотеки. СПб., 1897. С. 439.
2. Парфентьев Н.П. Профессиональные музыканты России XVI-XVII вв. Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991. С. 428; Севастьянова С.К. Материалы к "Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона". СПб., 2003. С. 163.
3. РГАДА. Ф. 357 (Рукописное собрание Саровской Тамбовской пустыни). Оп. 1. Д. 127. Л. 51 об. — 52; Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1997. С. 53.
4. Известие о рождении… С. 160-161, 180-181.
5. РГАДА. Ф. 357 (Рукописное собрание Саровской пустыни). Оп. 1. Д. 127. Л. 174 об. — 175; Известие о рождении... С. 180-181.
6. Первая редакция стихотворной "летописи" сохранилась в списках 90-х гг. XVII — 20-х гг. XVIII в. и в настоящее время готовится мною к публикации. Публикацию второй редакции "летописи" см.: Авдеев А.Г. Стихотворная летопись Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря // Культура памяти. Сборник научных статей. М., 2003.
7. Ср.: Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. С. 286-287.
8. Реконструкцию надписи на Елеонском кресте см.: Авдеев А.Г. Ставрографические заметки. 1. Еще раз о Елеонском кресте патриарха Никона // Ставрографический сборник. Кн. III. Крест как личная святыня. М., 2005. С. 296-297.
9. Сочинения царя Алексея Михайловича // Московия и Европа. М., 2000. С. 205.
10. Леонид, архим. Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. СПб., 1876. С. 7; Севастьянова С.К. Материалы... С. 161
11. Леонид, архим. Историческое описание... С. 6.
12. Толстой М.В. История Русской Церкви. М., 1991. С. 597.
13. Севастьянова С.К. Материалы... С. 161
14. В последней публикации (Сочинения царя Алексея Михайловича... С. 205) письмо датировано 1 октября, так как в издании, с которого делалась перепечатка, цифра 10 в буквенной цифири (u8) была принята за единицу — ошибка, весьма распространенная в публикациях XIX в.
15. Леонид, архим. Историческое описание... С. 6-7.
16. Дополнения к тому IIIму Дворцовых разрядов. СПб., 1854. Стб. 111.
17. РГАДА. Ф. 235 (Патриарший Казенный приказ). Оп. 2. Д. 41. Л. 263 об.; Писарев Н. Домашний быт... Приложение. С. 134; Севастьянова С.К. Материалы... С. 152.
18. РГАДА. Ф. 235 (Патриарший Казенный приказ). Оп. 2. Д. 41. Л. 268 об.; Писарев Н. Домашний быт... Приложение. С. 134; Севастьянова С.К. Материалы... С. 153.
19. РГАДА. Ф. 235 (Патриарший Казенный приказ). Оп. 2. Д. 43. Л. 219; Писарев Н. Домашний быт... Приложение. С. 135; Севастьянова С.К. Материалы... С. 158.
20. РГАДА. Ф. 235 (Патриарший Казенный приказ). Оп. 2. Д. 43. Л. 223 — 223 об.; Писарев Н. Домашний быт... Приложение. С. 137-138; Севастьянова С.К. Материалы... С. 159.
21. ДР. Т III. СПб., 1852; Дополнения к тому IIIму Дворцовых разрядов…
22. Белокуров С.А. Дневальные записки приказа Тайных дел. 7165-7183 гг. М., 1908.
23. Выходы государей царей и великих князей, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича, всея Русии самодержцев (с 1632 по 1682 год). Сообщ. П.М. Строев. М., 1844.
24. КР. Т. 2. СПб., 1855.
25. Белокуров С.А. Дневальные записки... С. 21.
26. Белокуров С.А. Дневальные записки... С. 25.
27. Дополнения к тому IIIму Дворцовых разрядов…
28. Писарев Н. Домашний быт... Приложение. С. 136
29. Дополнения к тому IIIму Дворцовых разрядов… Стб. 110-111.
30. Севастьянова С.К. Материалы... С. 160.
31. РГАДА. Ф. 27 (Приказ Тайных дел). Оп. 1. Д. 531. Л. 2.
32. РГАДА. Ф. 235 (Патриарший казенный приказ). Оп. 2. Д. 47. Л. 141 об. — 142.
33. Известие о рождении… С. 73-75; Севастьянова С.К. Материалы... С. 184-185.
34. Леонид, архим. Историческое описание... С. 123.
35. С.К. Севастьянова датирует покупку села Воскресенского 3 июня 1656 г. (Севастьянова С.К. Материалы... С. 132), архимандрит Леонид — 3 ноября 1655 г. (Леонид, архим. Историческое описание... С. 699).
36. Леонид, архим. Историческое описание... С. 123.
37. РГАДА. Ф. 235 (Патриарший Казенный приказ). Оп. 2. Д. 41. Л. 269; РГАДА. Ф. 235 (Патриарший казенный приказ). Оп. 2. Д. 43. Л. 219; Писарев Н. Домашний быт... Приложение. С. 135-136.
Авдеев А. Г.