Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.
В 1656 году ставший за шесть лет до этого патриархом и только что начавший
церковную реформу
Никон распорядился о строительстве нового монастыря.
Вполне в духе господствовавшей идеологии "Москва —
Третий Рим", монастырь должен был стать религиозным
центром всего православного мира. По замыслу, он должен был копировать
сооружения Святой Земли (и называться Новый Иерусалим), а главный собор —
храм Гроба Господня в Иерусалиме. Реку Истру переименовали в Иордан (Иордань).
Также окрестные холмы и деревни получили новые, библейские, названия,
как то Вифания, горы Фавор и Елеон, поток Кедрон.
Для пущего сходства, в Палестину был командирован монах Арсений Суханов,
который произвел обмеры и составил чертежи храмов. Масштабы Нового
Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с Иерусалимом настоящим, так
что монастырь представлял собой именно образ Святой Земли, а не попытку ее
собой заменить. В 1658 году на насыпанном холме в излучине Истры началось
строительство собора. Сам Никон в 1658 году из-за явных
разногласий с царем
Алексеем Михайловичем объявил, что слагает с себя патриарший сан,
и до 1664 года жил в скиту в Новоиерусалимском монастыре. Затем он все же вернулся в
Москву, где в 1666 году был лишен сана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
Уже при новом царе,
Федоре Алексеевиче, он смог получить разрешение вернуться в
Новый Иерусалим, но умер по дороге. Никон был похоронен в Новоиерусалимском монастыре.
После опалы и смерти Никона монастырь не был заброшен. Напротив того, строительство
в 1678 году было возобновлено. В конце XVII века деревянную монастырскую ограду
заменили на каменную стену с башнями и надвратной церковью. Перестройка велась по
проекту одного из самых знаменитых русских зодчих
Якова Григорьевича Бухвостова. Традиция
привлекать к строительству монастыря лучших архитекторов впоследствии была
продолжена — так, когда в 1723 году обрушился шатер над часовней Гроба
Господня, его восстановлением занялся
Франческо
Бартоломео Расстрелли. В позднейших перестройках участвовали
Матвей
Федорович Казаков,
Андрей Никифорович Воронихин и
Константин
Андреевич Тон.
Уже в правление
Петра, В 1698 году у стен монастыря произошло
сражение между восставшими стрелецкими войсками и верными правительству
частями под руководством
генералиссимуса
Алексея Шеина. Стрельцы были разгромлены и большая их часть
позже казнена, что открыло дорогу петровским реформам. Как раз при Петре
в первой половине XVIII века монастырь пережил упадок — именно тогда
обрушился шатер, но позже постепенно превратился во
влиятельный религиозный и культурный центр. Он обладал одной из богатейших в стране
библиотек. Практически все известные нам фигуры русской истории и культуры
второй половины XVIII и первой половины XIX века побывали тут как паломники.
После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей. Во время
трехнедельной оккупации в 1941 году музей был разграблен, а монастырь взорван —
разрушены башни и колокольня, сильно поврежден собор. Сейчас Новоиерусалимский
монастырь практически весь (кроме колокольни и внутреннего убранства собора)
восстановлен, а с 1994 года является действующим.
В центре монастыря находится
Воскресенский собор,
который строился с 1658 по 1685 год. Его планировка довольно точно соответствует
прототипу — храму Гроба Господня в Иерусалиме. Внутренняя и внешняя отделка,
придуманные лично Никоном, наоборот, совершенно другие. Сам собор представляет из себя
крестово-купольный одноглавый храм. С запада к собору пристроена часовня Гроба
Господня с огромным шатром (высотой 18 метров). Ничего похожего в русской архитектуре
не существует. В северной части храма — Успенская церковь (действующая), в которой
находится ладонь великомученицы Татьяны — главная святыня монастыря. С юга
когда-то была колокольня, так и не восстановленная после войны. Наконец, с востока
пристроена полуподземная
церковь Константина и Елены.
Весь комплекс богато украшен изразцами. В соборе даже был единственный в России
полностью изразцовый иконостас, из десяти панелей которого сохранились семь.
Большая часть строений монастыря была возведена в короткий период в конце XVII
века. С западной стороны от собора стоят в ряд
Больничные палаты (1698),
Трапезные палаты с церковью Рождества Христова
(1686-1692, символизирует Вифлеем) и палаты архимандрита
(1750). Углом к ним вдоль
северо-восточной стены построены дворец царевны Татьяны
Михайловны (конец XVII века) и братский корпус.
Рядом — Кузнечные палаты
(1690-1694). Ограда монастыря была построена в 1690-1694 годах (архитектор
Яков Григорьевич Бухвостов) и включает восемь башен
— Гефсиманская, Сионская, Давидов Дом, Елизаветинская надвратная
(только такой в Иерусалиме не было), Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская.
Бухвостов построил также святые ворота с надвратной
Входоиерусалимской церковью (1694-1697), к которым примыкают
Наместничьи и Караульные
палаты.
Музей деревянного зодчества.
Часовня из села Сокольники
Чеховского района (XVIII век).
Фото: Татьяна Свиридова
За Елизаветинскими воротами монастыря находится Гефсиманский сад. Собственно,
сада там давно нет, сейчас это просто парк в излучине реки Истры. Когда-то в
саду были протоки (остатки от них еще заметны), которые образовывали остров.
На этом острове, примерно в трехстах метрах от монастырской стены, жил патриарх
Никон во время своего шестилетнего пребывания в монастыре.
Скит патриарха Никона (1658) сохранился до
сих пор. Это четырехэтажное здание, в котором размещались две церкви
(на первом и последнем этажах), хозяйственные помещения, кельи,
в том числе келья самого Никона (на последнем этаже, рядом с церковью).
Кроме очевидного исторического значения, скит еще и представляет собой редкий
пример жилого дома XVII века.
Путеводитель по России