В 2010 году 4-е классы 19 регионов приступают к изучению дисциплин духовно-нравственного блока. Как стало известно "МК", большинство - 65% - выбрало нерелигиозные предметы - основы светской этики и историю мировых религий. Об этом, а также о том, как готовились учебники, "МК" рассказал генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков.
- Александр Михайлович, сколько печатается учебников по модулям истории религии? Кто определял их количество? - Тиражи зависят не от издательства с министерством, а от конкретного запроса семей из вступивших в эксперимент регионов. В целом расклад такой: порядка 40% семей выбрали светскую этику; примерно треть - основы православной культуры; около 25% - историю мировых религий и совсем небольшие блоки по 10-20 тыс. экземпляров - культуры иудаизма, буддизма или ислама. Хочу подчеркнуть: цифры отражают не численность диаспор или верующих, а общественный запрос. А он свидетельствует: большинство выбрало курс светской этики, формирующей нормы и правила поведения в нашем обществе и государстве. Другая крупная группа предпочла единый курс истории мировых религий, знакомящий с традициями, этическими нормами, правилами и историей основных конфессий нашего государства. При этом оба курса предпочли и этнически однородные территории, в том числе - с традиционно сильными позициями ислама.
- Кто писал учебники? - Мы пригласили не традиционных школьных авторов, а университетских завкафедрами и представителей конфессий (например, ректора Исламского университета Муртазина). Но адаптация их мыслей к детскому уровню потребовала серьезной работы издательства - ведь очень трудно рассказывать 10-летним детям о достаточно сложных вещах. Фактически мы провели по три экспертизы каждого текста. Первая - конфессиональная - с выверкой на соответствие основным каноническим нормам. Вторую серьезную экспертизу - на научные ошибки - провела РАН. Третья - психолого-педагогическая - установила, соответствуют ли учебники возрасту, для которого предназначаются, и преемственны ли по отношению к предыдущему учебному опыту детей.
- А что-нибудь кроме учебника успели подготовить? - Школа получит электронное сопровождение урока, переносящее учеников в комфортный для них мир цифровой информации и образов. Кроме того, учитывая социальную значимость и потенциальные риски этого курса, мы подготовили книгу для родителей. Перед началом курса пройдут родительские собрания, где всем и раздадут книжки.
- То есть по всем предметам будут еще и книги для родителей? - В новом стандарте мы поставили задачу более активного участия родителей в образовательном процессе. Не забыли мы и об учителе. До начала занятий каждый получит справочное пособие, оно познакомит педагога со спецификой каждой конфессии и позволит вести диалог с детьми, с семьей и с представителями конфессий. В целом эксперимент имеет высокую степень готовности.
- Будут ли после учебников для 4-5-х классов учебники для старшего возраста? - Честно говоря, я не сторонник продолжения этого курса. Нравственные и моральные устои формируются укладом общественной жизни и семьей. Зачем изобретать отдельный предмет? Да и с учетом нагрузки, которая сегодня ложится на ребенка, мы должны думать не о новых предметах, а о внимательном их отборе и содержания образования.
Марина ЛЕМУТКИНА